| |||
Раздел 1. Паспорт программы развития школы
Раздел 2. Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития по направлениям:
Раздел 3. Основные направления реализации программы
Раздел 1. Паспорт программы развития ОУ Междуреченской СОШ Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по её реализации.
Законодательная база для разработки программы развития школы.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Цель программы Формирование духовно богатой, свободной физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
ЗАДАЧИ: 1. Формирование физически здоровой личности: - недопущение учебной перегрузки учащихся; - оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей; - совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни; - привлечение учащихся в занятиях спортивных секций, создание групп здоровья для ослабленных детей; - открытие кабинета ЛФК. 2. Развитие творческих способностей учащихся: - через дифференциацию и индивидуализацию обучения; - через совершенствование работы с центром внешкольной работы (ЦВР) - создание творческой атмосферы в школе путем организации кружков, факультативов, секций, проведение интеллектуального марафона; - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
3. Организация учебно-воспитательного процесса.- обеспечение обязательных стандартов образования; - совершенствование учебного плана, учебных программ; - развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; - совершенствование дифференцированной системы обучения; - изучение и внедрение в практику информационных технологий; - создание предпрофильного обучения в 9 –х классах; - совершенствование материально-технической базы школы.
Сроки реализации программы: с сентября 2010 года по июнь 2015 года.
Этапы реализации программы 1. Организационный (2010-2011 гг.) Выявление основных направлений деятельности для достижения цели программы развития школы. 2. Практический (2011-2013 гг.) Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. 3. Обобщающий (2013-2015 гг.) Анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив развития школы. Финансовое обеспечение программы: - местный (муниципальный) бюджет; - внебюджетные средства школы; - спонсорская помощь, добровольные пожертвования.
Принципы реализации программы. Реализация программы строится на следующих принципах: - программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и внесение коррективов в план; - преемственность данной программы развития и опыта, накопленного в предыдущие годы работы школы; - информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе; - включение в решение задач программы всех субъектов образовательного пространства.
Управление программой. Управление и контроль за реализацией программы осуществляется администрацией школы, управляющим советом и педагогическим советом. В ходе работы над реализацией программы может производиться корректировка мероприятий, изменение сроков их выполнения, а также включение новых мероприятий, необходимых для полной реализации программы. Оценка эффективности программы будет производиться путём мониторинга, диагностики и анализа результатов реализации мероприятий.
Раздел 2. Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития.
Обоснование необходимости создания Программы развития школы Проанализировав ситуацию, сложившуюся в школе в настоящее время, выявлены следующие противоречия, мешающие реализации в полном объёме задач, поставленных перед школой в свете модернизации образования. Это противоречия между: необходимостью развития мотивации достижения у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач; стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником; ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения; профессиональной готовностью учителя взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью; отношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися; организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика; высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.
Приоритетные направления Программы
Исследуя требования социума к образовательным услугам школы, приоритетными направлениями содержания и результатов образования следует считать:
Ожидаемые результаты программы
Формирование у школьников личностных мотивационных механизмов учения; формирование опыта самопознания, самоопределения, саморазвития в учебно-познавательной деятельности, формирование умений вести учебный диалог, проблематизировать собственную деятельность; развитие навыков учебного самоконтроля и самооценки. Разработка системы заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, саморазвития личности школьника; выявление ценностного содержания современных естественно-научных и гуманитарных учебных предметов; расширение форм контроля и оценки учебной деятельности школьников. Модель выпускника ОУ является ориентиром для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности различных звеньев и структур школы, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-оценочных и мониторинговых комплексов и т.д. Основные элементы модели: -блок требований к обученности школьников (в том числе к уровню сформированности общеучебных и частно предметных знаний, умений и навыков); -требования к готовности продолжения образования (после начальной школы - в основной, после основной - в средней или в учреждениях начального профессионального образования, после средней школы - в системе среднего специального или высшего образования); - требования к воспитанности ученика (приоритетные качества личности), его умения выстраивать эмоцианально-ценностные отношения самим собой и другими людьми; -требования к уровню физического развития; сформированность умений и потребности вести здоровый образ жизни; -требования к общекультурному развитию.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: -освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками); - овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы: эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.
Личностные качества:
учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность.
Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:
-освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; - приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации; - достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности; - овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного); - знать свои гражданские права и уметь их реализовывать; -уважать свое и чужое достоинство; - уважать собственный труд и труд других людей.
Психолого-педагогический портрет выпускника основной школы:
аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целеобразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность (способность к творчеству); чувство психологической защищенности. Личностные качества:
социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который: - освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; -овладел основами компьютерной грамотности; -умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям; -знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; -готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования; -умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их; -владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации; -уважает свое и чужое достоинство; -уважает собственный труд и труд других людей; -обладает чувством социальной ответственности; -ведет здоровый образ жизни;
Психолого-педагогический портрет выпускника средней школы:
теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия.
Личностные качества:
социальная зрелость, осознание и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие свое внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.
Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса должны быть ориентированы на: • самопознание и саморазвитие учащихся; • развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи; • формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся; • поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности; • развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются: • вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников; • направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися; • многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях. Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для: • обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности; • самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений; • овладения школьниками опытом совместного решения проблем. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения: • внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху; • профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива.
Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Школа планирует обновление кадрового потенциала за счет прихода молодых специалистов и привлечения высококвалифицированных преподавателей вузов в качестве совместителей. В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе — определение путей и средств его профессионального саморазвития. Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой: • оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, краевой системы повышения квалификации; • изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования; • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; • совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;
Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы будут:
• самообразование; • школьные и районные методические объединения учителей; • школы передового опыта, творческие группы; • семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников; • различные конкурсы профессионального мастерства; • взаимопосещения учебных занятий; • наставничество в различных его формах;
Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне.
Этапы реализации программы
Мониторинг достижения запланированных результатов Поскольку основные проектные инициативы связаны с развитием личности, то для оценки эффективности реализации программы предлагается осуществлять системный мониторинг личностного развития школьников.
Можно выделить четыре основных предмета мониторинга:
1
этап самопознания
.
Предлагаемый результат : объектирование внутреннего мира школьника, соотнесение личностных смыслов, ценностей, способов поведения с идеалами саморазвития и самореализации. 2
этап – информационный
Методы работы
:
Предполагаемый результат: формирование установки на дальнейшую работу над собой, развитие устойчивой мотивации на саморазвитие, психологической готовности к самоизменению.
3 этап – самоопределение
Предполагаемый результат: овладение школьниками средствами и навыками личностного самоопределения в различных сферах жизнедеятельности
4 этап – деятельностной
самореализации
|