1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, структуру,
предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, определяет права и
обязанности, регламентирует взаимоотношения участников указанного процесса.
1.2. Настоящее положение разработано на основании:
- Закона РФ "Об образовании";
- "Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года";
- Типового положения об образовательном учреждении;
- Постановления правительства РФ от 09.06.2003г. № 334 о проведении
эксперимента по введению профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях;
- приказа Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783 "Об утверждении
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1318 "О Федеральном
базисном учебном плане и примерном учебном плане для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования";
- приказа Минобразования РФ от 31.03.2004г. № 1357 "О проведении
эксперимента по теме "Введение профильной общеобразовательной подготовки
в системе среднего профессионального образования" в государственных
образовательных учреждениях среднего профессионального образования";
- письма Министерства образования РФ от 20.08.2003г. "Рекомендации об
организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы";
- Уставом школы
2. Цель и задачи организации
предпрофильной подготовки
2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание
условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в
отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.
2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки
решаются следующие задачи:
- формирование готовности выпускников основной школы ответственно
осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и
интересам;
- формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по
избранному профилю;
- обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том
числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной
школы;
- расширение возможностей социализации учащихся.
3. Содержание предпрофильной
подготовки
3.1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся
основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного
общего образования, и включает три основных направления:
3.2.Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или
трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования,
информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии
и прогнозах развития рынка труда.
3.3. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить
"пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности.
3.4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает
консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов,
выявление и разрешение проблем, связанных с выбором образовательной
траектории, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их
самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений.
4. Организация предпрофильной
подготовки
4.1. На курсы по выбору отводится 1 час в неделю в соответствии с учебным
планом школы.
4.2. На информационную работу и профильную ориентацию отводится 1 час за
счет внеклассной работы.
4.3. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану. Рабочий
учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим
требованиям:
- сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по
выбору;
- полнота представленных курсов;
- отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой
учебной нагрузке;
- вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включенных в
план.
4.6. Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику
осуществить реальный выбор. Содержание курсов и порядок их проведения
определяется Положением об элективных курсах.
5.Функциональные обязанности
работников школы в рамках организации и проведения
предпрофильной подготовки
5.1. В функции заместителя директора школы, которому поручена организация
предпрофильной подготовки, входит:
5.1.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в
школе на основе:
- анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических
и материально-технических ресурсов;
- изучения образовательных запросов учащихся и их родителей
посредством анкетирования и собеседований;
- взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной
образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на
их базе.
5.1.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других
мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные
учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.).
5.1.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:
- мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к
выбору профиля;
- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
- рганизация консультирования школьников для определения оптимального
выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.
1.4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.
5.1.5. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки
учеников школы.
5.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит:
5.2.1. Работа с учащимися класса:
- контроль за посещением курсов по выбору;
- профориентационная работа;
5.2.2. Работа с родителями включает информирование:
- об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети;
- о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах
при прохождении элективных курсов;
- о результатах исследований и опросов их детей.
5.3. В функции организатора профориентационной работы в школе входит:
- планирование профориентационной работы;
- оказание помощи классным руководителям;
- организация участия 9-классников в городских профориентационных
мероприятиях;
- организация диагностики профессионального выбора учащихся;
- анализ результатов исследований по профессиональной ориентации
учащихся.
5.4. В функциональные обязанности организатора психологического
сопровождения учащихся входит:
- планирование системы психологического сопровождения;
- осуществление диагностических мероприятий;
- анализ результатов диагностики;
- консультирование учащихся и их родителей по проблемам
самоопределения.
6. Права и обязанности
участников образовательного процесса
6.1 Участниками образовательного процесса являются обучающиеся,
педагогические работникиУчреждения, родители (законные представители)
обучающихся.
6.2. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
- выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным
учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей;
- изменить свой выбор предпрофильного курса при получении
дополнительной информации до начала его изучения;
- условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья;
- бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки
Учреждения.
6.3. Обучающиеся в Учреждении обязаны:
- посещать предпрофильные курсы согласно расписания;
- изучить начатый курс в полном объеме;
- соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных
курсов;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного
процесса.
6.4. Педагогические работники Учреждения имеют право:
- свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия;
- на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей;
- на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению
содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов.
6.5. Педагогические работники Учреждения обязаны:
- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого
достоинства обучающихся;
- соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов,
практикумов, экскурсий;
- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ,
инструктаж по охране труда.
6.6. Родители (законные представители) имеют право:
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию
предпрофильной подготовки в школе;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по
предпрофильной подготовке.
6.7. Родители (законные представители) обязаны:
- обеспечить посещение обучающимися 4-х предпрофильных курсов
7. Оценка результативности
реализации предпрофильной подготовки
7.1.Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся
оценивается по уровням сформированности у выпускника основной школы
информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать
зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.
7.2.Информационная готовность включает информированность школьников:
- о возможных способах получения желаемого профиля образования;
- о наличии собственной практической готовности и способности для
получения избранного образования;
- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому
образованию;
- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через
избранный способ образования.
7.3.Практическая готовность включает:
- владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования
из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их
индивидуальным возможностям и потребностям;
- наличия у выпускников основной школы знаний и практических умений,
необходимых для продолжения образования;
- сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов
наилучшего.
7.4. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника
основной школы предполагает:
- сформированность самооценки, адекватной личным способностям и
возможностям получить желаемое образование;
- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей,
связанных с дальнейшим способом получения образования.
8. Документация и отчётность
- Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:
- Положение о предпрофильной подготовке;
- Журнал учёта занятий курсов по выбору;
- Учебный план предпрофильной подготовки;
- Программы курсов по выбору;
- Расписание курсов по выбору;
- Отчёт по результатам предпрофильной подготовки.
|