Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск

ПОЛОЖЕНИЕ

о профильном обучении

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение разработано в целях

- реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации,

- внедрения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (далее – стандарт-2004), федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (далее – БУП-2004),

1.2. В настоящем положении взяты за основу определения понятий: образовательная программа учащегося, профильный класс, профильная группа

1.2.1. Профильное обучение – организация обучения на старшей ступени общего образования, обеспечивающая дифференциацию образовательных программ в зависимости от запросов учащихся.

1.2.2. Профиль обучения – общая направленность содержания образовательной программы учащегося.

1.2.3. Профильный предмет – общеобразовательный предмет, изучаемый на профильном уровне содержания образования в соответствии со стандартом-2004 и БУП-2004. Для профилей прикладной направленности (технологических и т.п.) профильным может выступать не общеобразовательный, а специальный предмет.

1.2.4. Курс по выбору – образовательный модуль социально-практической направленности, разработанный на основе компетентностного подхода и предлагаемый учащимся на основной ступени общего образования за счет школьного компонента стандарта.

1.2.5. Элективный курс – образовательный модуль, разработанный на основе компетентностного подхода и предлагаемый учащимся на старшей ступени общего образования за счет школьного компонента стандарта.

1.2.6. Спецкурс – элективный курс, поддерживающий профиль, т.е. углубляющий или расширяющий профильный предмет.

1.2.7. Профильная образовательная программа – образовательная программа учащегося, представляющая собой сочетание базовых, профильных предметов, спецкурсов и иных видов образовательной деятельности, поддерживающих профиль обучения.

1.2.8. Профильный учебный план – учебный план на старшей ступени общего образования, вариативная часть которого обеспечивает тот или иной профиль путем изучения не менее двух профильных предметов, а также не менее 280 часов элективных курсов, в том числе 140 часов спецкурсов.

1.2.9. Индивидуальный учебный план – профильный учебный план, составленный самим учащимся на основе БУП-2004.

1.2.10. Портфолио – система накопления и учета образовательных (учебных, творческих) достижений учащегося.

1.2.11. Блочно-модульный подход – построение содержания образовательной программы или курса в виде относительно завершенных разделов (модулей).

1.2.12. Компетентностный подход – организация образовательного процесса, обеспечивающая эффективное развитие ключевых компетентностей учащихся (способностей успешно принимать решения и действовать в ситуации неопределенности/в меняющихся условиях).

 

1.3. Цели развития профильного обучения на территории Калининградской области:

- повышение соответствия образовательных программ на старшей ступени общего образования запросам личности, общества и государства;

- увеличение их гибкости, вариативности;

- обеспечение информированности населения о состоянии современного рынка труда, возможностях трудоустройства;

- внедрение компетентностного подхода в общее образование;

- создание условий для профессионального роста и реализации творческих способностей работников образования;

- обеспечение доступности и современного качества общего образования;

- интеграция и повышение эффективности использования ресурсов региональной образовательной системы, привлечение ресурсов социума;

- совершенствование системы управления качеством общего образования;

- эффективное содействие социально-экономическому развитию региона.

 

2. Способы организации образовательного процесса
в условиях профильного обучения

 

2.1. На региональном уровне управления образованием признаются эффективными и поддерживаются следующие способы организации профильного обучения:

- предпрофильная подготовка;

- реализация профильных образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов;

- реализация профильных образовательных программ опорной школой;

- реализация профильных образовательных программ в лицее/гимназии.

2.2. Предпрофильной подготовкой является система организации образовательного процесса на последнем году обучения в основной школе, отвечающая следующим требованиям:

- построение учебного плана и образовательных программ на основе БУП-2004 и стандарта-2004;

- наличие в образовательной программе каждого учащегося курсов по выбору, реализующих деятельностный подход в содержании и блочно-модульный подход в организации, общим объемом не менее 70 часов;

- функционирование нормативно утвержденной процедуры, обеспечивающей выбор курсов школьного компонента и/или иных элементов образовательной программы самими учащимися;

- функционирование системы обеспечения качества и востребованности содержания курсов по выбору;

- наличие в образовательной программе курса профильной ориентации объемом не менее 35 часов, включающей разделы самопознания, знакомства с миром профессий, конструирования личных профессиональных и жизненных планов;

- применение «портфолио», утвержденного на муниципальном уровне;

- наличие постоянно обновляющейся информационно-образовательной карты территории;

- систематическое и полное информирование учащихся и родителей об образовательном рынке и рынке труда на основе информационно-образовательной карты территории;

- поддержка реализуемой системы родителями учащихся, местным сообществом;

- мониторинг профессионального и жизненного самоопределения учащихся и учет его результатов при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- проведение государственной (итоговой) аттестации муниципальной (окружной) экзаменационной комиссией, созданной муниципальным органом управления образованием;

- выпускники основной школы, планирующие продолжить общее образование в форме профильного обучения, в ходе государственной (итоговой) аттестации сдают в качестве экзаменов по выбору экзамены по тем предметам, которые собираются изучать далее на профильном уровне (о чем с учащимися составлены договоры).

2.3. Реализация профильных образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов предусматривает различные формы организации учебной деятельности, обеспеченные информационной и консультационной педагогической поддержкой, и может предполагать частичный или полный отказ от классно-урочной системы обучения.

Учебные группы в условиях реализации профильных образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов могут формироваться из учащихся одного или разных классов, образовательных учреждений, параллелей для освоения как элективных курсов, так и профильных и непрофильных предметов.

2.4. Реализация профильных образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов как способ организации образовательного процесса должна удовлетворять следующим требованиям:

- осуществление на предшествующей ступени предпрофильной подготовки;

- построение учебного плана и образовательных программ на основе БУП-2004 и стандарта-2004;

- предоставление каждому учащемуся возможности обучаться по профильной образовательной программе;

- функционирование нормативно утвержденной процедуры, обеспечивающей конструирование индивидуальных учебных планов и профильных образовательных программ самими учащимися;

- функционирование системы обеспечения качества профильного обучения;

- применение объективной и гибкой накопительной системы оценивания образовательных (учебных, творческих) достижений учащихся;

- мониторинг профессионального и жизненного самоопределения учащихся;

- наличие нормативно утвержденной процедуры коррекции профильных образовательных программ и индивидуальных учебных планов;

- выпускники в ходе государственной (итоговой) аттестации сдают в качестве экзаменов по выбору экзамены по профильным предметам в форме, устанавливаемой региональным органом управления образованием на основе Положения о государственной (итоговой) аттестации Минобрнауки РФ (что вносится в договор с учащимся.

2.5. Опорная школа, реализующая профильное обучение – городское или сельское общеобразовательное учреждение, отвечающее следующим требованиям:

- на старшую ступень опорной школы переходят учащиеся не менее, чем из трех других общеобразовательных учреждений или отдельно расположенных филиалов (структурных подразделений). В случае закрытия филиала (структурного подразделения) переход учащихся из него в опорную школу учитывается в течение трех последующих лет;

- в опорной школе обеспечивается реализация профильных образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов.

2.6. Задача лицеев и гимназий в современных условиях массового введения профильного обучения – обеспечение доступности высокого качества профильного обучения для всех учащихся. Это достигается при укрупнении старшей ступени лицеев/гимназий и требует пересмотра критериев отнесения образовательных учреждений к данным видам.

 

3. Муниципальная политика
в области профильного обучения

 

3.1. На муниципальном уровне рекомендуются следующие механизмы создания и поддержки эффективных способов организации профильного обучения:

- конкурсы (экспертиза),

- нормативное обеспечение сетевого взаимодействия,

- информационное обеспечение сетевого взаимодействия,

- изменение структуры образовательной сети.

3.2. Учредитель может присваивать профильным образовательным программам статус муниципального профиля обучения на основании муниципального конкурса (муниципальной экспертизы).

3.3. Сведения о муниципальных профилях обучения публикуются муниципальным органом управления образованием в каталоге. Каталог доводится до сведения всех заинтересованных участников образовательного процесса, обеспечивается их подробное информирование и консультирование при выборе профиля обучения.

3.4. Учредитель может присваивать элективным курсам (курсам по выбору) статус муниципальных курсов на основании муниципального конкурса (муниципальной экспертизы).

3.5. Сведения о муниципальных курсах размещаются в каталоге. Указанный каталог доводится до сведения всех учащихся данного возраста.

3.6. Муниципальным органом управления образованием нормативно предусматривается обязанность всех подведомственных общеобразовательных учреждений предоставить возможность учащимся прохождения муниципальных элективных курсов (курсов по выбору) и засчитывать результаты их освоения.

В этом случае на основе договорных отношений образовательных учреждений между собой, а также с иными организациями возникает сетевое взаимодействие.

Сетевое взаимодействие может быть аналогичным образом организовано для реализации не только элективных курсов, но и профильных предметов, профильных образовательных программ.

3.7. Гласность, открытость, объективность проведения муниципальных конкурсов (экспертизы) обеспечивается соответствующей муниципальной нормативной базой.

3.8. Расширению возможностей реализации профильных образовательных программ и индивидуальных учебных планов вследствие концентрации и повышения эффективности использования ресурсов способствует изменение структуры образовательной сети, ведущее к укрупнению старшей ступени.

 

4. Региональные механизмы стимулирования
развития профильного обучения

 

4.1. В целях поддержки эффективной муниципальной политики в области профильного обучения региональный орган управления образованием реализует в пределах своей компетенции следующие механизмы:

- установление повышающих коэффициентов нормативного финансирования для эффективных способов организации профильного обучения (раздел 2 настоящего положения);

- предоставление на конкурсной основе региональных грантов образовательным системам, наиболее эффективно реализующим профильное обучение на территории области;

- региональная экспертиза дистанционных элективных курсов (курсов по выбору) и др.

4.2. Для способов организации образовательного процесса:

- предпрофильной подготовки,

- профильного обучения,

- опорной школы, реализующей профильное обучение –

принятие решения о предоставлении права на установленный повышающий коэффициент нормативного финансирования осуществляется ежегодно при условии выполнения всех требований, перечисленных в п.п. 2.2 – 2.5 соответственно по заявлению муниципалитета на основании региональной экспертизы.

4.3. Право на повышенный норматив финансирования, предусмотренный для лицеев/гимназий, данные учреждения получают на основании результатов аттестации на срок действия аттестации. При этом право на повышающий коэффициент норматива по другим способам организации образовательного процесса (п.п. 2.2. – 2.5. настоящего положения) не предоставляется.

4.4. Дистанционные элективные курсы (курсы по выбору), успешно прошедшие региональную экспертизу, являются обязательными для зачета во всех образовательных учреждениях области и реализуются на основании договоров между образовательными учреждениями.

4.5. Гласность, открытость, объективность проведения региональных конкурсов (экспертизы) обеспечивается соответствующей региональной нормативной базой

 

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск  Copyright Nilender V. © 2006