Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск

ПОЛОЖЕНИЕ

о предпрофильной подготовке

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, структуру, предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, определяет права и обязанности, регламентирует взаимоотношения участников указанного процесса.

1.2. Настоящее положение разработано на основании:

  • Закона РФ "Об образовании";
  • "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
  • Типового положения об образовательном учреждении;
  • Постановления правительства РФ от 09.06.2003г. № 334 о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях;
  • приказа Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;
  • приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1318 "О Федеральном базисном учебном плане и примерном учебном плане для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования";
  • приказа Минобразования РФ от 31.03.2004г. № 1357 "О проведении эксперимента по теме "Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования" в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования";
  • письма Министерства образования РФ от 20.08.2003г. "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы";
  • Уставом школы

2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки

2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.

2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

  • формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;
  • формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
  • обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;
  • расширение возможностей социализации учащихся.

3. Содержание предпрофильной подготовки

3.1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования, и включает три основных направления:

3.2.Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда.

3.3. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности.

3.4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, выявление и разрешение проблем, связанных с выбором образовательной траектории, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений.

4. Организация предпрофильной подготовки

4.1. На курсы по выбору отводится 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

4.2. На информационную работу и профильную ориентацию отводится 1 час за счет внеклассной работы.

4.3. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану. Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям:

  • сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;
  • полнота представленных курсов;
  • отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;
  • вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включенных в план.

4.6. Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. Содержание курсов и порядок их проведения определяется Положением об элективных курсах.

5.Функциональные обязанности работников школы в рамках организации и проведения
предпрофильной подготовки

5.1. В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:

5.1.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:

  • анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
  • изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;
  • взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.

5.1.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.).

5.1.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:

  • мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;
  • анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;
  • контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
  • рганизация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.

1.4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.

5.1.5. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.

5.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит:

5.2.1. Работа с учащимися класса:

  • контроль за посещением курсов по выбору;
  • профориентационная работа;

5.2.2. Работа с родителями включает информирование:

  • об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети;
  • о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при прохождении элективных курсов;
  • о результатах исследований и опросов их детей.

5.3. В функции организатора профориентационной работы в школе входит:

  • планирование профориентационной работы;
  • оказание помощи классным руководителям;
  • организация участия 9-классников в городских профориентационных мероприятиях;
  • организация диагностики профессионального выбора учащихся;
  • анализ результатов исследований по профессиональной ориентации учащихся.

5.4. В функциональные обязанности организатора психологического сопровождения учащихся входит:

  • планирование системы психологического сопровождения;
  • осуществление диагностических мероприятий;
  • анализ результатов диагностики;
  • консультирование учащихся и их родителей по проблемам самоопределения.

6. Права и обязанности участников образовательного процесса

6.1 Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работникиУчреждения, родители (законные представители) обучающихся.

6.2. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:

  • выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей;
  • изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополнительной информации до начала его изучения;
  • условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
  • бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки Учреждения.

6.3. Обучающиеся в Учреждении обязаны:

  • посещать предпрофильные курсы согласно расписания;
  • изучить начатый курс в полном объеме;
  • соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных курсов;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.

6.4. Педагогические работники Учреждения имеют право:

  • свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия;
  • на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей;
  • на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов.

6.5. Педагогические работники Учреждения обязаны:

  • поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;
  • соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов, практикумов, экскурсий;
  • проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда.

6.6. Родители (законные представители) имеют право:

  • знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке.

6.7. Родители (законные представители) обязаны:

  • обеспечить посещение обучающимися 4-х предпрофильных курсов

7. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки

7.1.Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся оценивается по уровням сформированности у выпускника основной школы информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.

7.2.Информационная готовность включает информированность школьников:

  • о возможных способах получения желаемого профиля образования;
  • о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования;
  • о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;
  • о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования.

7.3.Практическая готовность включает:

  • владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям;
  • наличия у выпускников основной школы знаний и практических умений, необходимых для продолжения образования;
  • сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

7.4. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает:

  • сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
  • наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.

8. Документация и отчётность

  • Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:
  • Положение о предпрофильной подготовке;
  • Журнал учёта занятий курсов по выбору;
  • Учебный план предпрофильной подготовки;
  • Программы курсов по выбору;
  • Расписание курсов по выбору;
  • Отчёт по результатам предпрофильной подготовки.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск  Copyright Nilender V. © 2006

Сайт управляется системой uCoz