Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной библиотеке

 

1.     Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано  на основе приказа от 01.03.2004 № 936 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации»,  Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, рекомендованного Министерством образования РФ от23.03.2004 № 14-51-70/13.

1.2. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе школы в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

     1.3. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом Школы, настоящим Положением.

1.4. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания обучающихся.

1.6. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: обучающихся, их родителей (законных представителей), учителей и других работников Школы.

1.7.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и  санитарно-гигиеническим требованиями.

2.     Основные задачи

Основными задачами библиотеки являются:

Ø обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на различных носителях;

Ø воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала;

Ø формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

Ø совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование  комфортной библиотечной среды.

3.     Основные функции

3.1. Для реализации основных задач библиотека:

3.1.1 формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы:

Ø комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными  документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

Ø осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

3.1.2 создает информационную продукцию:

Ø осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

Ø организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;

Ø разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

Ø обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.1.3 осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

Ø предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

Ø создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения;

Ø организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

Ø оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

Ø организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

Ø содействует членам педагогического коллектива и администрации Школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.

3.1.4.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

Ø выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

Ø выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

Ø содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

Ø осуществляет текущее информирование (обзоры новых поступлений и публикаций), информирование директора Школы о новых нормативных документах  по вопросам управления образовательным процессом.

3.1.6 осуществляет  библиотечно-информационное  обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

Ø удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

Ø консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

Ø консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

4.     Организация деятельности библиотеки

4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами Школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.2. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, Школа обеспечивает библиотеку:

Ø гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов;

Ø необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров и в соответствии с положениями СанПин;

Ø библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями;

Ø современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной, копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами.

4.3. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.4. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

Ø двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

Ø одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится.

4.5. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека Школы  взаимодействует с  сельской  библиотекой поселка Междуреченска Сызранского района.

5.     Управление. Штаты.

5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом Школы.

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

5.3.Руководство библиотекой осуществляет  библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором Школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом Школы.

5.4. Библиотекарь  назначается директором Школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета Школы.

5.5. Библиотекарь  разрабатывает  следующие документы:

Ø Правила пользования библиотекой;

Ø планово-отчетную документацию (план работы на год, анализ работы за год);

Ø технологическую документацию (анализ фондов библиотеки, анализ обеспеченности обучающихся учебниками, ежегодно обновляемый перечень учебников на последующий учебный год в соответствии с федеральным перечнем рекомендуемых и допущенных учебников).

5.6. Планово-отчетная и технологическая документация библиотеки заслушивается на педагогическом совете Школы и утверждается директором школы.

5.6. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

5.7. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не  противоречат законодательству РФ о труде.

6.     Права и обязанности библиотеки

6.1. Работники библиотек имеют право:

Ø самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного  обслуживания образовательного и воспитательного процессов;

Ø проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

Ø определять источники комплектования информационных ресурсов;

Ø участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом;

Ø иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и администрацией Школы или иными локальными нормативными актами;

Ø быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

6.2.Работники библиотеки обязаны:

Ø обеспечить пользователям возможность работы с информационными источниками библиотеки;

Ø информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

Ø обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

Ø формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами Школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

Ø совершенствовать информационно- библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

Ø обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

Ø обеспечить режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой Школы;

Ø отчитываться в установленном порядке перед директором школы;

Ø повышать свою квалификацию.

7.     Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1.Пользователи библиотеки имеют право:

Ø получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

Ø пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

Ø получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

Ø получать во временной пользование печатные издания;

Ø продлевать срок пользования документами;

Ø получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

Ø участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

Ø заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными;

Ø обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2.Пользователи библиотеки обязаны:

Ø соблюдать правила пользования библиотекой;

Ø бережно относиться к произведениям печати, иным документам на различных носителях;

Ø поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе  библиотеки;

Ø пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

Ø расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

Ø возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

Ø полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в Школе.

7.3.Порядок пользования библиотекой:

Ø запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

Ø перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

Ø документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

Ø читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку;

Ø ответственность за  утрату учащимися документов из библиотечного фонда или причинение им невосполнимого вреда, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет возлагается на родителей (усыновителей) или опекунов, если не докажут, что вред возник не по их вине. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск  Copyright Nilender V. © 2006

Сайт управляется системой uCoz