Сайт управляется системой uCoz

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле

 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с За­коном РФ «Об образовании», Типовым положением об образова­тельном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом  школы, программой развития школы и рег­ламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск.

1.2. Внутришкольный контроль — главный источник инфор­мации и диагностики состояния образовательного процесса, ос­новных результатов деятельности школы. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы зако­нодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, Самарской области, школы в области образования.

1.3. План - график о внутришкольном контроле утверждается Педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.4. Целью внутришкольного контроля является:

Ø совершенствование уровня деятельности школы;

Ø повышение мастерства учителей;

Ø улучшение качества образования в школе.

1.5. Задачи внутришкольного контроля:

Ø осуществление контроля над исполнением законодатель­ства в области образования;

Ø  выявление случаев нарушений и неисполнения законо­дательных и иных нормативных правовых актов и при­нятие мер по их пресечению;

Ø анализ причин, лежащих в основе нарушений, приня­тие мер по их предупреждению;

Ø анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Ø инструктирование должностных лиц по вопросам при­менения действующих в образовании норм и правил;

Ø изучение результатов педагогической деятельности, выявления отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тен­денций и распространение педагогического опыта;

Ø анализ результатов реализации приказов и распоряже­ний в школе; оказание методической помощи педагоги­ческим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

Ø информационно-аналитическая;

Ø  контрольно-диагностическая;

Ø коррективно-ре­гулятивная.

1.7. Директор школы и заместители директора по учебно-воспитательной работе вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

Ø соблюдения законодательства РФ в области образования;

Ø осуществления государственной политики в области образования;

Ø использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению;

Ø использования методического обеспечения в образовательном процессе;

Ø реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;

Ø  соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

Ø соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

Ø соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

Ø качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

Ø выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

Ø уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;

Ø степень самостоятельности обучающихся;

Ø овладение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

Ø качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

Ø  дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

Ø совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

Ø создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

Ø умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

Ø способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности;

Ø умение скорректировать свою деятельность;

Ø умение обобщать свой опыт;

Ø умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

Ø анкетирование;

Ø тестирование;

Ø социальный опрос;

Ø мониторинг;

Ø наблюдение;

Ø изучение документации;

Ø беседа о деятельности обучающихся;

Ø результаты учебной деятельности обучающихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

Ø наблюдение;

Ø устный опрос;

Ø письменный опрос;

Ø письменная проверка знаний (контрольная работа);

Ø  комбинированная проверка;

Ø беседа, анкетирование; тестирование;

Ø проверка документации.

1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и про­ведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок, и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирова­ния конфликтных ситуаций в отношениях между участника­ми образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего, контроля успеваемости и про­межуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды внутришкольного контроля:

Ø предварительный — предварительное знакомство; 

Ø текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

Ø итоговый — изучение результатов работы школы, педа­гогов за триместр, полугодие, учебный год.

1.13. Формы внутришкольного контроля:

Ø персональный;

Ø тематический;

Ø классно-обобщающий;

Ø комплексный.

1.14. Правила внутришкольного контроля:

Ø внутришкольный контроль осуществляет директор школы или  заместители по учебно-воспитательной работе, руководители
методических объединений;

Ø директор издает приказ (указание) о сроках проверки, теме проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание;

Ø план-задание устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;

Ø продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

Ø при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодатель­ства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

Ø при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля;

Ø в экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

Ø при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до по­сещения уроков;

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

Ø заявление педагогического работника на аттестацию;

Ø плановый контроль;

Ø проверка состояния дел для подготовки управляющих решений;

Ø обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля или доклада о состоянии дел по проверяе­мому вопросу.

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию проф­кома школы.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел:

Ø проводятся заседания Педагогического или Методического советов, ШМО, производственные совещания, административные совещания с педагогическим составом;

Ø сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуры дел школы;

Ø результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по результатам внутришкольного  контроля принимает следующие решения:

Ø об издании соответствующего приказа;

Ø об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

Ø о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

Ø о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

Ø о поощрении работников;

Ø  иные решения в пределах своей компетенции.

Ø  

2. Личностно-профессиональный (персональный) контроль

2.1. Личностно-профессиональный контроль — изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В  ходе персонального контроля  изучается:

Ø уровень знаний учителем современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

Ø уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

Ø результаты работы учителя и пути их достижения;

Ø повышение профессиональной квалификации через раз­личные формы обучения.

2.3. При осуществлении персонального контроля проверяющий имеет право:

Ø знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическое планирование, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может коррек­тироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, папкой класса, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

Ø изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

Ø проводить экспертизу педагогической деятельности;

Ø проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации;

Ø организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей (законных представителей), учителей;

Ø делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

Ø знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

Ø знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

Ø своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

Ø обратиться в конфликтную комиссию профкома школы  при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

 

3. Тематический контроль

 

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать
вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся,  сформированность  общеучебных умений и навыков, активизацию позна­вательной деятельности и др.                                

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающе­го обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров пе­дагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденция­ми развития образования.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть озна­комлены с темами, сроками, целями, формами и методами кон­троля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля:

Ø проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование);

Ø осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, обучающихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педагогических советов, совещани­ях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

 

4. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том  или ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или параллели:

Ø  деятельность всех учителей;

Ø включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям;

Ø стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

Ø сотрудничество учителя и учащихся;

Ø социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или триместра.

4.5. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся малые педагогические советы, совещания при директоре или его за­местителях, классные часы, родительские собраниям

 

5. Комплексный контроль

5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному вопросу.

5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы, под руководством одного из членов администрации.

5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится педагогический совет, совещание при директоре или его заместителях.

5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Междуреченск  Copyright Nilender V. © 2006