Бурова Светлана Анатольевна

учитель физики

 Образование: Куйбышевский педагогический институт, физмат,1984.

Высшая квалификационная категория

Преподаю физику в 7-11 классах, химию в 8-11 классах, ОПД в 7 классе, ПД в 9 классе, ОП в 10-11 классах.

Способ связи: электронная почта:  sveta-ja61@mail.ru,

 
Публикация

Эссе

 

 

 

  Механические колебания (презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностно-ориентированный подход в преподавании физики как важное условие эффективности процесса обучения

 Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы, возникающие в  жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.

Необходимо помнить, что одной из главных целей новых стандартов образования стоит цель: применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 

В своей работе, учитывая запросы времени,  считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать способности учащегося.

2. Прошу учащихся приготовить высказывания, поощряю публичное выступление.

3. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

4. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Готовясь к урокам, я тщательно подбираю формы и методы для работы с учащимися.

Часто я использую метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Например,  на уроке по изучению силы трения в ходе обмена мнениями учащиеся сами ставят проблему: "Трение – польза или вред?”, которая разрешается после самостоятельной работы с текстом учебника.

Нередко мной используется частично-поисковый (эвристический) метод, готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. На уроке в 8 классе  при изучении темы «Плавление и кристаллизация» читаю стихотворение:

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла?

Ребята активно обсуждают допущенную поэтом ошибку (при превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота.), делают вывод, что даже писателям необходимо знать и понимать физику. После этого задания они сами начинают замечать физические ошибки при чтении произведений.

Очень помогает в работе использование исследовательской, творческой деятельности для решения новых познавательных задач. Например, при изучении темы «Условия плавания тел» учащиеся на уроке, после изучения законов, выдвигают гипотезу, что условие плавания тела зависит от плотности жидкости. Дома, проверяя гипотезу, они проводят эксперимент с соленой водой и сырым яйцом. На следующем уроке все ребята активно обсуждают полученные результаты, внимательно изучают фотографии и видео, которые предоставили участники минипроекта.

Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности.

Большое внимание уделяю работе в группах и парах. Например, в 8 классе при изучении электрических цепей предлагаю задания для пар: одной паре нужно начертить схему электрической цепи по исходным данным, а вторая пара получает задание собрать электрическую цепь по готовой схеме. Затем пары меняются заданиями и обсуждают допущенные ошибки и недочеты, оценивая работы друг друга. Учитель в этом случае выступает в роли независимого эксперта.

В 9 классе при закреплении темы «Механические колебания», провожу урок, на котором учащиеся в игровой форме повторяют определения, читают графики гармонических колебаний, по зависимости x(t) определяют характеристики колебательного движения, во время практической работы выводят формулы для периода математического и пружинного маятника. Полученные в процессе такой работы знания остаются надолго.

Использование  элементов развивающего обучения помогает мне при подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ.

 
 
 

 

Мой мир: это мир моих учеников сегодня, завтра и всегда…

Многому я научился у своих наставников,

 еще более – у своих товарищей,

 но более всего – у своих учеников.

Талмуд

С начальной школы я знала, что обязательно буду учителем. А вот, какого предмета, не знала до середины 10-го класса. Училась я хорошо, и все учителя-предметники наперебой уговаривали меня стать учителем химии и биологии, географии, русского языка, истории, немецкого языка, физкультуры. И только моя классная руководительница, учитель физики Любовь Александровна, говорила: «Не вздумай идти в педагогический. Это же жизнь в школе. Ни семьей заниматься некогда, ни детьми. А уж если решила стать учителем, то иди работать в начальную школу. С малышами хотя бы попроще»… Но сделала я почему-то наоборот. На следующий день после выпускного бала я подала документы в Самарский педагогический институт и не пожалела об этом ни разу!

В институте мне не раз предлагали поступать в аспирантуру, но я твердо решила, что не за тем я шла в педагогический. Моя цель – работа в школе.

С первого же урока я поняла, что «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» (В.А.Сухомлинский). И поэтому все 29 лет передо мной стоит цель – активизация познавательной деятельности учащихся.

Для того чтобы  «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: пробуждать интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Я ввела в практику творческие задания: найти в художественной литературе проявления того или иного явления. Например, в 7 классе на одном из первых уроков ребята получают задание: подобрать из художественной литературы текст, в котором есть слова, относящиеся к понятию «тело», «вещество» или «явление», и подчеркнуть их разными цветами. Такой вид  заданий позволяет учащимся видеть проявление физических явлений вокруг себя.

Используя на уроке ребусы, загадки, кроссворды, я тем самым стараюсь «расшевелить» ученика, заставить взглянуть на мой предмет с интересом.

Для качественной  подготовки учащихся необходимо соответствующее методическое обеспечение, поэтому на базе нашей школы проводится апробация учебников физики нового поколения. Освоение нового учебника – это очередная ступенька повышения квалификации: с одним «прочитал и вспомнил» на урок уже не пойдешь…

Постепенно появились ребята, с которыми мы стали заниматься научной работой. Они неоднократно становились победителями и призерами НОУ, олимпиад, различных турниров и конкурсов.

Уже 6 лет я являюсь педагогом дополнительного образования, руковожу кружками «НОУ» и «Юный журналист». Это предоставляет мне еще больше возможностей для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Я не только учу ребят мыслить, овладевать знаниями, но и сама постоянно учусь у них. Оказалось, учить, учась, намного интереснее! Именно учащиеся моего класса заставили меня «овладеть» профессией журналиста. Вместе мы познавали азы редакторского дела. И это дает свои плоды – у нас много побед и призовых мест в конкурсе печатных изданий.

Современный урок физики немыслим без информационных технологий. А мои знания информационной культуры оставляли желать лучшего. Как всегда, на помощь пришли ученики. Вместе с ними мы освоили компьютерную грамоту, создали немало мультимедийных проектов, и наши усилия были замечены.

В 2010 году в кабинете физики появился компьютер и мультимедийный проектор с экраном. Чтобы в совершенстве владеть компьютером и использовать соответствующие технологии, в  том же году  прошла  полный курс обучения и получила свидетельство по программе дистанционных образовательных технологий и удостоверение по образовательной программе «Компьютерная поддержка урока физики».  ИКТ,  как теперь принято говорить, прочно вошло в мою практику. Дома и в школе имею доступ в Интернет. Подспорьем в переносе различного рода информации стали съемные носители информации, ноутбук, нетбук. Выбор образовательных ресурсов огромен, ищи и применяй! Уроки стали  интересней. На уроках использую показ  видео - и анимационных фрагментов для постановки учебных проблем,  демонстрации физических явлений,  процессов, анализ на компьютерных моделях проведенных экспериментов, опытов,  разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками. Уроки с применением компьютерных технологий  сделали общение учеников с учителем ещё более содержательным, индивидуальным и деятельным.  Позволили экономить время на уроке, повысили эффективность учебно-познавательного процесса.  Учащиеся учатся воспринимать информацию с экрана, овладевают компьютером как инструментом обучения, самостоятельно решают предметно-практические учебные задачи. Участвуют в разработке своих презентаций по предмету.

Каким должен быть современный учитель? Профессионалом в своем деле, шагать в ногу со временем, находиться в постоянном творческом поиске. Изучать, пробовать, осваивать, искать свою формулу успеха, никогда не останавливаться на достигнутом, просто – жить. Жизнь и прогресс не стоят на месте. Каждый учитель вправе выбрать свою дорогу, у меня она оказалась такой…

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Конфуций